Знакомимся с предложенным материалом,
присылаем конспект ( интересные поучительные факты)
прочитанного или аудиозапись.
Константин Георгиевич
Паустовский
Сказка «Тёплый хлеб»
Писателя Паустовского называют романтиком. В своих произведениях
он искал гармонию в жизни людей и природы, утверждал необходимость поэзии,
прокладывал путь к идеалу.
Он
родился в Москве в семье железнодорожного служащего, человека эмоционального и
увлекающегося. Видимо, от отца Паустовский унаследовал страсть к путешествиям,
которые и дали ему богатый материал для творчества. Детство и юность будущего
писателя прошли на Украине. Бабка-турчанка и дед, бывший солдат, волновали его
душу сказками и легендами. В Киеве он учился в гимназии, затем – в
университете, потом перевёлся в московский университет, но бросил учёбу и пошёл
работать: одно время был трамвайным кондуктором, в Первую мировую войну был
санитаром. Потом начались годы скитаний и поисков, о которых он рассказал в
автобиографических книгах с выразительными названиями: «Беспокойная юность»,
«Начало неведомого века», «Время больших ожиданий».
В литературу он пришёл через журналистику: работал в газетах
Одессы, Батуми, Тбилиси, потом в Москве, сотрудничал в газете «Гудок». Первые
рассказы написал в начале 20-х годов. Затем появились книги «Колхида»,
«Созвездие Гончих Псов», «Чёрное море», «Мещерская сторона» и другие. Они
сделали его имя известным, а «Мещерская сторона» сразу полюбилась детям.
Паустовский много ездил по стране, побывал на великих
стройках. Реальные люди и удивительные факты поражали его воображение. Но
гораздо сильнее повлияла на него долгая жизнь в Мещерском краю, где он со страстью
переживал «счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней
свободы, любимых дум и напряжённого труда». Именно там напитался он тайной
силой русской природы, спокойно и терпеливо добывал золото великолепного
русского слова, утверждался в нравственных ценностях, которые потом сумел передать своим читателям.
Для детей Константин Георгиевич начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки
стали классическим детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб»,
«Растрёпанный воробей» и многие другие. Часто его героями становятся дети и
животные, в их взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни, без
понимания которых у человека станет «душа сухая». Это простые вещи: доброта,
сочувствие, уважение и любовь, верность в дружбе. Герои сказок Паустовского, – не
важно, кот это или щенок, Ваня Малявин, выхаживающий пострадавшего на лесном
пожаре зайца, или пастушок Петя, спасённый зверями и птицами от страшного медведя,
– это заслуживающие внимания частички великой природы. Писатель говорил:
«Сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь
человека к природе». В его сказках много такого знания и любви, много настоящей
жизни, так как часто действие в них происходит в современном мире.
События, описанные в сказке
«Тёплый хлеб» происходят во время гражданской войны в обычной русской деревне.
Из экспозиции в сказке мы узнаём и о том, кто является героями произведения.
Это конь, который был ранен во время войны, а сейчас помогает мельнику
Панкрату, терпеливо выполняя тяжёлую работу. Все жители деревни считали своим
долгом заботиться о коне. Мельник Панкрат живёт в стороне от людей, из-за его
ума и проницательности его даже называют колдуном. Мальчика Фильку в деревне
называют «Ну тебя», потому что он ни с кем не дружит, думает только о себе, не
уважает ни сверстников, ни старших.
Завязкой событий является
эпизод, когда Филька обижает раненого коня. Мальчик наотмашь ударил коня по
губам, обозвал дьяволом и христарадником только из-за того, что конь помешал
ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя.
Ответ природы на зло
героя – это кульминационный момент
сказки. Используя пейзажную зарисовку, Паустовский показывает, как разозлилась
природа: снег запорошил Фильке горло, кругом мело и хлестало в глаза, летела по
ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечники, неслись по деревне столбы
снежной пыли. В результате за день небо зазеленело как лёд, мороз прошёл по
деревне, стискивая толстые брёвна домов.
Оказалось, что такой страшный мороз
уже был в деревне много лет назад, когда злой мужик обидел раненого солдата.
Даже пейзажи в этих эпизодах похожи: «Враз сорвалась метель, пурга, буря
закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз». Сердце у того
мужика было злое, холодное, и умер он от охлаждения сердца – собственной
злости. Что же может спасти людей от лютой стужи? На зло природа ответила
холодом, значит, чтобы наступило тепло, Фильке нужно совершить добрый поступок.
И он должен сам об этом догадаться. Но
сначала ему нужно по лютому колючему
морозу дойти до мельника Панкрата, на чей совет он рассчитывает. Панкрат
ничего ему не посоветовал, и Филька сам догадался, что нужно сделать, позвал на
помощь ребят. Люди, работая вместе, дружно, смогли разбить лёд на речке, да ещё
и сорока позвала тёплый ветер.
В развязке сказки Филька просит прощения у коня.
Не сразу конь простил мальчика, наверное,
потому, что каждый, кто совершает зло, должен понять всю меру ответственности
за свои поступки. В конце сказки прозвище «Ну тебя» уже не упоминается, потому
что герой вынес главный урок – нельзя думать только о себе.
Почему сказка называется «Тёплый
хлеб»? Может быть, потому, что хлеб, помиривший героев произведения, был согрет
теплом души, общей радостью?
Таким образом, сказка Константина
Паустовского учит читателей вечным ценностям: совместный труд помогает
преодолеть многие препятствия, учит тому, что нельзя безразлично относиться к
окружающему миру, а чтобы исправить зло,
нужно совершить добрый поступок и уметь просить прощение. Спешите делать добро!
Комментариев нет:
Отправить комментарий