среда, 16 сентября 2015 г.

ДЕСЯТИЛЕНИЕ



Десятилетние
            У десятилетнего есть нечто общее с пятилетним, только на более высоком уровне «взрослости». Его поведение предсказуемо, он эмоционально устойчив, удовлетворен своим положением в мире, живет сегодняшними заботами и радостями,
настроен весело и оптимистично. Вызывает симпатию окружающих, с ним легко ладить. Десять лет — это завершение целого этапа развития, и потому это возраст равновесия.
            Десятилетний приятен в общении и беззаботен, достаточно прилежно учится и любит физкультуру. Искренен, не напряжен, общителен, дружелюбен. Он ближе к отцу и матери, больше чувствует себя членом семьи, чем год назад. Горой стоит за своих родителей, признает их авторитет и подчиняется им без внутреннего протеста. Охотно участвует в «семейных мероприятиях».
            Преобладающее настроение спокойная уравновешенность, Если бывают вспышки злости и раздражения, то он сам не любит об этом вспоминать, ему не хочется быть взвинченным. Вспышки раздражения направлены против сверстников или младших по возрасту и почти никогда — против взрослых.
            Десятилетний не очень хорошо ладит с братьями и сестрами от шести до девяти лет. У него вызывают досаду черты, от которых сам лишь недавно избавился. С детишками пяти лет и моложе поддерживает самые лучшие отношения: они смотрят
на него снизу вверх, и это ему нравится.
            Вспышки злости непродолжительны, он быстро «отходит».  Терпимость и спокойствие десятилетнего проявляются особенно ярко в ситуациях, где ему предстоит сделать выбор. Если раньше он настаивал на своем, упрямился даже в тех случаях, когда его выбор не имел никаких преимуществ, то теперь он зачастую отказывается от выбора: «Мне все равно как», «Мне все равно куда», «Мне все равно что». При этом пожимает плечами — не равнодушно, а показывая, что понимает: оба варианта равноценны или почти равноценны, и не стоит «тратить порох», чтобы сделать по-своему. А настаивать лишь ради того, чтобы удалось настоять на своем, десятилетнему не хочется.
            У него нет столь интенсивных переживаний, как в девять лет. Он реже предается размышлениям о самом себе, меньше занимается самооценкой и самокритикой. Больше уверен в себе, и потому напряженность, присущая ему в прошлом году,
сменяется благодушием и уступчивостью, идущими от сознания силы.
            Мытье, чистка одежды и обуви, уборка своего стола или комнаты (если она у него есть) по-прежнему не слишком его привлекают. Особенно это относится к мальчикам. Если предоставить их самим себе, они могут неделями не мыться. Одежда
буквально «горит» на них. Раздеваясь на ночь, они кладут ее где придется. Мальчики продолжают испытывать привязанность к старой, привычной, «видавшей виды» одежонке. Чистота и порядок ценятся не слишком высоко. Когда в комнате ералаш,
они чувствуют себя непринужденно и уютно. Если же там царит порядок, свободное самочувствие исчезает, появляется скованность, утверждают они.
            К домашним работам десятилетний по-прежнему рвения не проявляет. Иной раз более активен, в другой день—менее. Лучше всего работает в коллективе, рядом с родителями или товарищами, когда ему отводится определенный участок работы. Предоставленный самому себе работает хуже всего: «импульса не хватает». Это не значит, что он не уважает родителей. Наоборот. Он их очень почитает,. они для него «лучше всех». (Помрачение кумиров наступит позже, когда он увидит и недостатки, и ограниченность своих «предков»; а пока они — высший авторитет.) Особенно хорошо он относится к матери. Девочки проявляют к матери полное доверие. Дети не стесняются приласкаться к матери, обнять и поцеловать. Отец — очень авторитетное лицо. «Мой папа сказал» — это (так же как для семилетнего «наша учительница сказала») веский аргумент. Детям нравится быть в обществе отца — пойти в кино, на прогулку, даже заглянуть к нему на работу, если это возможно.
            Единственная ложка дегтя во внутрисемейных отношениях — ссоры десятилетних с младшими братьями и сестрами. Чаще всего виноваты младшие: они докучают десятилетнему, истощают его терпение, и когда он, исчерпав свою выдержку, награждает их тумаками, спешат пожаловаться родителям. Если те, не разобравшись, обвинят его (ты старший — должен быть умнее), он остро переживает несправедливость.
            Десятилетний любит друзей, не выделяя никого в отдельности. Чутко относится к требованиям и правилам, принятым в компании сверстников. Человек действия, а не размышления, он больше всего на свете любит играть. Предпочитает игры на открытом воздухе, но увлекается и настольными — шахматы, шашки, домино, «уголки», «морской бой» (в том числе и на уроках, тайком от учителя). Умеет играть в карты. По-прежнему наслаждается своими коллекциями.
            Девочкам нравится переодеваться и наряжаться в мамины одежды. Десятилетние любят домашних животных, но принять на себя полную ответственность, взять на себя уход за ними еще не могут. Необходимы надзор и помощь старших. Мальчики мастерят у модели самолетов, танков автомашин. Набор, «Конструктор доставляет им радость и удовольствие. Приключенческие фильмы, телевизионные передачи, мультфильмы — всему этому десятилетний охотно отдает свое время.
            Значительно укрепляется система этических взглядов и ценностей. У десятилетнего сильное чувство справедливости и строгий моральный кодекс. «Негативная» этика опережает «позитивную»: десятилетние лучше знают, чего не следует делать, и не очень твердо, как следует поступить в том или ином случае. Они знают, что считается нечестным и несправедливым, но не всегда знают, в чем должно заключаться честное справедливое поведение. У них отмечается комическая черта: представления о чести и справедливости весьма возвышенны, но когда доходит до дела, десятилетние не всегда ведут себя в соответствии со своим строгим моральным кодексом. Впрочем, в этом они мало отличаются от взрослых. (Когда десятилетний ребенок убеждается, что взрослые порою поступают не так, как проповедуют, он приходит в замешательство.)
            Манеры десятилетних за столом не слишком изысканны. Приходится одергивать их, чтобы вели себя пристойнее. Их гастрономические вкусы несколько шире, чем год назад. По-прежнему любят сосиски, жареное мясо, жареную картошку или картофельное пюре.
            Физический облик мальчиков и девочек в десять лет уже не одинаков. У девочек появляются признаки перехода к отрочеству. Линии тела смягчаются, становятся более округлыми, особенно бедра. Месячные кровотечения (менструации) появятся
лишь в одиннадцать лет (не у всех). Но уже сейчас мать должна начать подготовку к этому событию. Девочки и психологически созревают раньше, они больше осознают свою принадлежность к женскому полу, чем мальчики — к мужскому.
            Мальчики любят рассказывать анекдоты, связанные с половыми отношениями. Но они порою не понимают смысла того, что бойко и с жаром рассказывают. Информация, касающаяся половых вопросов, девочек смущает больше. Однако они
тянутся к ней. Если дома есть энциклопедия или учебник анатомии, ребенок в отсутствие родителей непременно прочтет то, что дается под рубрикой «Мужчина», «Женщина», «Половые отношения» и т. д. Лучше, чтобы информацию по этим вопросам десятилетний получал не от сверстников, а из более осведомленных и солидных источников. К сожалению, популярных книжек на эту тему,  приспособленных к уровню понимания десятилетних детей, пока мало.
            В школе продолжают учиться охотно, во всяком случае, без принуждения. Понятливы, восприимчивы и хорошо запоминают. При правильном педагогическом подходе, который не гасит и не убивает живую любознательность десятилетних, могут
освоить массу материала — и в школе, и по телевизору, и с помощью занимательного чтения.
            По-прежнему не любят «проповедей», «нотаций», «нравоучений»; не терпят, когда им «читают мораль». Но здесь они не оригинальны, ибо кто же это любит?

Комментариев нет:

Отправить комментарий