вторник, 14 апреля 2020 г.

Родная литература 15.04. Работа в классе



Знакомимся с предложенным материалом,
 присылаем конспект ( интересные поучительные факты)
 прочитанного или аудиозапись.


Константин Георгиевич Паустовский
Сказка «Тёплый хлеб»
Писателя Паустовского называют романтиком. В своих произведениях он искал гармонию в жизни людей и природы, утверждал необходимость поэзии, прокладывал путь к идеалу. 
Он родился в Москве в семье железнодорожного служащего, человека эмоционального и увлекающегося. Видимо, от отца Паустовский унаследовал страсть к путешествиям, которые и дали ему богатый материал для творчества. Детство и юность будущего писателя прошли на Украине. Бабка-турчанка и дед, бывший солдат, волновали его душу сказками и легендами. В Киеве он учился в гимназии, затем – в университете, потом перевёлся в московский университет, но бросил учёбу и пошёл работать: одно время был трамвайным кондуктором, в Первую мировую войну был санитаром. Потом начались годы скитаний и поисков, о которых он рассказал в автобиографических книгах с выразительными названиями: «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий».
В литературу он пришёл через журналистику: работал в газетах Одессы, Батуми, Тбилиси, потом в Москве, сотрудничал в газете «Гудок». Первые рассказы написал в начале 20-х годов. Затем появились книги «Колхида», «Созвездие Гончих Псов», «Чёрное море», «Мещерская сторона» и другие. Они сделали его имя известным, а «Мещерская сторона» сразу полюбилась детям.
Паустовский много ездил по стране, побывал на великих стройках. Реальные люди и удивительные факты поражали его воображение. Но гораздо сильнее повлияла на него долгая жизнь в Мещерском краю, где он со страстью переживал «счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда». Именно там напитался он тайной силой русской природы, спокойно и терпеливо добывал золото великолепного русского слова, утверждался в нравственных ценностях, которые  потом сумел передать своим читателям.
Для детей Константин Георгиевич начал писать в 1930 году. Многие его рассказы и сказки стали классическим детским чтением: «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей» и многие другие. Часто его героями становятся дети и животные, в их взаимоотношениях раскрываются главные законы жизни, без понимания которых у человека станет «душа сухая». Это простые вещи: доброта, сочувствие, уважение и любовь, верность в дружбе. Герои сказок Паустовского, – не важно, кот это или щенок, Ваня Малявин, выхаживающий пострадавшего на лесном пожаре зайца, или пастушок Петя, спасённый зверями и птицами от страшного медведя, – это заслуживающие внимания частички великой природы. Писатель говорил: «Сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь человека к природе». В его сказках много такого знания и любви, много настоящей жизни, так как часто действие в них происходит в современном мире.
События, описанные в сказке «Тёплый хлеб» происходят во время гражданской войны в обычной русской деревне. Из экспозиции в сказке мы узнаём и о том, кто является героями произведения. Это конь, который был ранен во время войны, а сейчас помогает мельнику Панкрату, терпеливо выполняя тяжёлую работу. Все жители деревни считали своим долгом заботиться о коне. Мельник Панкрат живёт в стороне от людей, из-за его ума и проницательности его даже называют колдуном. Мальчика Фильку в деревне называют «Ну тебя», потому что он ни с кем не дружит, думает только о себе, не уважает ни сверстников, ни старших.
Завязкой событий является эпизод, когда Филька обижает раненого коня. Мальчик наотмашь ударил коня по губам, обозвал дьяволом и христарадником только из-за того, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя.
Ответ природы на зло героя – это  кульминационный момент сказки. Используя пейзажную зарисовку, Паустовский показывает, как разозлилась природа: снег запорошил Фильке горло, кругом мело и хлестало в глаза, летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечники, неслись по деревне столбы снежной пыли. В результате за день небо зазеленело как лёд, мороз прошёл по деревне, стискивая толстые брёвна домов.
Оказалось, что такой страшный мороз уже был в деревне много лет назад, когда злой мужик обидел раненого солдата. Даже пейзажи в этих эпизодах похожи: «Враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз». Сердце у того мужика было злое, холодное, и умер он от охлаждения сердца – собственной злости. Что же может спасти людей от лютой стужи? На зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, Фильке нужно совершить добрый поступок. И он должен  сам об этом догадаться. Но сначала ему нужно по лютому колючему  морозу дойти до мельника Панкрата, на чей совет он рассчитывает. Панкрат ничего ему не посоветовал, и Филька сам догадался, что нужно сделать, позвал на помощь ребят. Люди, работая вместе, дружно, смогли разбить лёд на речке, да ещё и сорока позвала тёплый ветер.
В  развязке сказки Филька просит прощения у коня. Не сразу конь простил мальчика,  наверное, потому, что каждый, кто совершает зло, должен понять всю меру ответственности за свои поступки. В конце сказки прозвище «Ну тебя» уже не упоминается, потому что герой вынес главный урок – нельзя думать только о себе.
Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Может быть, потому, что хлеб, помиривший героев произведения, был согрет теплом души, общей радостью?
Таким образом, сказка Константина Паустовского учит читателей вечным ценностям: совместный труд помогает преодолеть многие препятствия, учит тому, что нельзя безразлично относиться к окружающему миру,  а чтобы исправить зло, нужно совершить добрый поступок и уметь просить прощение. Спешите делать добро!

Комментариев нет:

Отправить комментарий